Солодка

     

На Востоке лакричный корень имеет воистину статус чудесного и почти легендарного. По всей видимости, солодка используется в качестве целебного средства более 5 тысяч лет. В китайской народной медицине корни «гань-цао» издавна являлись самым популярным и распространенным компонентом целительных сборов и порошков. Солодка входила и входит в состав многих рецептов, используемых для лечения пациентов, страдающих одышкой, кашлем, при болях различного происхождения, для лечения лихорадочных состояний, особенно часто встречается в рецептурных прописях для детей. Солодка служит компонентом, улучшающим вкус пищи, кондитерских изделий, традиционных восточных сладостей.
Согласно некоторым источникам солодка уральская, более распространенная на территории Китая, является наиболее часто встречающимся в рецептурных прописях лекарственным растением традиционной китайской медицины.
Помимо Китая, на протяжении веков солодка была достаточно популярна в Индии, Бирме, Корее, Вьетнаме, на Ближнем и Среднем Востоке, на Кавказе (в Дагестане порошок из корней солодки и по сей день считается хорошим ранозаживляющим средством). С XII века лакричный корень регулярно экспортируется Китаем в Европу, Россию, позже в Америку. К тому времени солодку уже завозили в ближайшие к Поднебесной империи государства, в том числе и Японию, Сиам, Сингапур и др. После XVII века уже Россия становится крупным экспортером ставшего популярным в Европе сладкого корня. Российская империя экспортировала в Западную Европу (преимущественно во Францию и Германию) значительные количества корня солодки; десятки тонн ежегодно вывозились из Средней Азии и Казахстана в XIX в. В начале ХХ в. объем экспорта значительно увеличился.
Применение в народной медицине:

Флавоноиды, выделенные из солодки, оказывают разностороннее действие на организм: спазмолитическое, ранозаживляющее и противовоспалительное, уменьшающее ломкость капилляров.
В восточных традиционных медицинских системах корень солодки использовался не только для лечения заболеваний желудка (в том числе и язвы желудка), заболеваний легких (бронхита и даже туберкулеза), включался в сборы для лечения ревматизма, импотенции, нефрита, но и назначался пожилым людям и старикам в качестве омолаживающего, продлевающего жизнь средства. В древней гериатрии это растение занимало особое место.
В тибетской медицине, в том числе в монгольской и бурятской ветвях тибетской медицины, корни и корневища shing-mngar (тибетское название солодки уральской) использовались и поныне используются в качестве противовоспалительного, мочегонного и отхаркивающего средства, при язвенной болезни желудка, заболеваниях сосудов, атеросклерозе, при некоторых заболеваниях почек и мочеполовых путей, артрите и ревматизме, укусах ядовитых змей (в качестве противоядия), бронхиальной астме, крупозном воспалении легких, кашле и т. д. Известно, что водный отвар корней солодки использовался в тибетской (а также китайской и японской) медицине при пищевых отравлениях, в первую очередь при отравлении грибами. (В современной медицинской практике также встречаются рекомендации к применению солодки при различных отравлениях [В. М. Сало, 1975].)
Кроме того, некоторые препараты тибетской медицины, в состав которых входит солодка уральская («диг-да-ши-тан» и другие препараты), обнаруживают специфическое действие на систему крови (в частности, на свертываемость крови) и применяются в тибетской медицине при так называемых «болезнях крови» и «болезнях сосудов» (соответственно классификации, принятой в литературе по тибетской медицине и исходящей из иных, отличных от принятых официальной западной медициной, основополагающих принципов)
В Индии корень солодки широко использовался при лечении некоторых глазных болезней и даже для улучшения зрения (здесь, видимо, имеет место эффект улучшения функционирования различных систем организма, в том числе кровеносно-сосудистой и нервной, под воздействием приема соответствующих препаратов; в этом случае скорее терапевтический эффект наступал в результате общего улучшения состояния больных, а не носил какой-либо прямой связи между действием биологически активных веществ солодки и органами зрения пациентов).
В традиционной корейской медицине, как и в китайской, корни и корневища солодки также наиболее часто встречаются в рецептурных прописях, составляя их своеобразное «ядро»; лишь на втором и на третьем местах по степени встречаемости в рецептах идут соответственно Ophiopogon japonicus (офиопогон японский) и Panax ginsеng (женьшень).
Корейские рецепты, включающие в свой состав порошок из корней и корневищ солодки, применяются преимущественно при лечении туберкулеза, различных нервных заболеваний и сахарного диабета.
В болгарской народной медицине также имеется эмпирический опыт применения «сладких корней»: отвар корневищ и корней используется при затрудненном мочеиспускании, проявляющемся вследствие различных заболеваний, например аденомы предстательной железы. По всей вероятности, положительный эффект в этом случае обусловлен содержащимся в лекарственном сырье β-ситостерином, получившим в официальной медицине заслуженное признание в качестве действенного средства для лечения аденомы предстательной железы.
В японской традиционной медицине популярность солодки почти такая же, как и в китайской или корейской медицине. Из высших растений ее опережает лишь Rehmannia glutinоsa-корень рехмании (которую, в свою очередь, «обогнал» гриб Pachyma hoеlen, паразитирующей на корнях сосны); женьшень отстает от солодки на одну позицию в перечне кумулятивных индексов.